Знахарство и хирургия
Д-р Б. Е. Панкратьев
Сл. Балаклея, Изюмск, округа, Украина.
Новый хирургический архив 1925
В современных условиях работы хирурга на селе постоянно приходится сталкиваться с вопросами о знахарстве вообще и о знахарстве в области самых разнообразных хирургических, в широком смысле этого слова, заболеваниях-в частности.
Прежде всего необходимо отметить обычное явление, что если у крестьянина мы имеем серьезный хирургический случай, будет ли то остеомиэлит, грыжа, ТВС суставов, аппендицит и пр., то он прежде, чем попасть в больницу, обычно побывает уже у всех местных знахарей и испытает самые разнообразные способы лечения и, только убедившись в бесцельности такого «лечения», обращается за помощью в леч-учреждения. Размеры этого явления в народных массах значительно шире, чем я мог предполагать вначале работы на селе, и только в дальнейшем я убедился в столь широком распространении знахарства в области хирургических заболеваний.
Это поразительное явление, с которым на каждом шагу приходится встречаться, заставило меня внимательнее отнестись к этому вопросу и заняться его изучением, во-первых, с точки зрения изучения знахарства, как общественного явления; во-вторых, с точки зрения изучения методов «народной хирургии» и, в-третьих, со стороны влияния разнообразных знахарских способов, как этиологических моментов, на происхождение некоторых хирургических заболеваний.
О знахарстве вообще имеется обширная литература, в которой авторы Анненков, Ковнер, Флоринский, Горницкий и др. касаются, главным образом, траволечения; только Кондратовский, Рейн и, преимущественно, Демич посвящают несколько работ вопросам лечения знахарями отдельных групп заболеваний, а также акушерству у русского народа; капитальные работы Демича представляют собой ценные «этюды»; в последнее время Волков хорошо осветил вопрос о знахарях-костоправах. Я же в своей работе попытался подойти к изучению вопроса с различных точек зрения, остановившись на вопросе о знахарстве в области хирургических заболеваний и отчасти в смежной области - в акушерстве и гинекологии, посколько с этими заболеваниями (приходится иметь дело хирургу.
Переходя к изучению причин знахарства, как общественного явления, я должен отметить, что оно обусловливается тремя основными факторами; эти факторы исторические, материальные и бытовые. Остановимся вкратце на разборе этих моментов.
1. В силу исторических условий крестьянство наше, несмотря на то, что оно составляет основу государства не только в смысле количественном, но и в смысле производственном, всегда находилось в отношении удовлетворения своих жизненных запросов, в частности в области обеспечения мед-помощью, в порабощении и загоне в то же время, когда мы знаем, насколько распространены болезни и какие тяжелые формы, в частности хирургических заболеваний, мы имеем в крестьянской среде, на что я уже указывал раньше (см. мою работу-«Хирургия на селе»; «В. Д.» №№-9 1925 г.). Говорить при таких условиях об организации достаточной для крестьянства не только хирургической помощи, но и мед-помощи вообще, конечно, не приходится. Жизнь сама выдвигала еще в более отдаленные времена настоятельную необходимость организации примитивной леч-помощи своими собственными силами и выдвигала из своей среды лиц, которые теми или иными путями и средствами старались облегчить страдания многих больных. Таким образом возник целый кадр специалистов-знахарей, костоправов, шептунов, шептух, повитух и пр., для которых их занятие, ввиду спроса на эту работу, сделалось источником существования.
При этом надо отметить один важный момент, что эта помощь могла быть оказана на местах, и эти знахари, за отсутствием более рациональной помощи, постоянно охраняли, если можно так выразиться, здоровье окружающего их населения. Дело в том, что, как мы увидим ниже, во многих знахарских способах, применяемых при хирургических заболеваниях (я не касаюсь здесь большого и важного вопроса о применении знахарями при разного рода заболеваниях траволечения), есть известный смысл и ценность, так как эти методы вырабатывались эмпирически на большом и разнообразном материале и, несомненно, приносили известную пользу; в противном случае знахарство не имело бы почвы для своего развития.
Однако, наряду с этими способами и средствами лечения появилось множество различных странных и непонятных методов, приносящих, если не большой вред, то, во всяком случае, бесполезных.
2. Как на один из основных факторов в вопросе о стойкости знахарства в области хирургических заболеваний, я должен указать на слабое развитие лечебной сети на селе, в особенности же на недостаточность оказания хирургической помощи вследствие слабости материальной базы сельских лечучреждений. Но на этом вопросе я останавливаться не буду, только отмечу, что участковая (районная) больница или амбулатория- большое счастье для того села, где они расположены, прилегающие же селения с населением в 5-6 тысяч человек (о менее населенных пунктах я уже и не говорю), отстоящее на радиусе 3-5-10 и более верст от долженствующего их обслуживать леч-учреждения, можно сказать, почти лишены, в особенности же в экстренных случаях, мед-помощи из-за дальности расстояния, отсутствия транспорта и пр.
Необходимо также отметить, что обычно на селе встречается крайне недоверчивое отношение к хирургии. Здесь на убеждение крестьянина может оказать благоприятное воздействие только успешная повседневная хирургическая работа у него на глазах в сельской больнице, когда он узнает, что смертность от оперативного вмешательства будет приближаться к 0; в противном случае никакая пропаганда о вреде знахарства и о пользе оперативного пособия не убедит его в преимуществах современной хирургии перед работой знахаря-шептуна или костоправа.
3. Теперь я перехожу к третьему фактору - к бытовым условиям, благодаря которым так твердо установлен и постоянно поддерживается авторитет знахаря на селе.
Постоянная нужда, тяжелое материальное положение крестьянства в массе заставляет смотреть на каждого члена семьи, как на известную рабочую силу, вследствие чего и заболевание - вывих, ранение, т.б.к. суставов и т. д., выводя из строя работника, тем самым наносит ущерб хозяйству. Это обстоятельство заставляет крестьянина искать такой помощи, которая без особых хлопот и немедленно была бы оказана здесь же, у себя в деревне.
Ясно, что ввиду отсутствия в большинстве населенных пунктов какого-либо леч-учреждения, крестьянину приходится обращаться к окружающим его знахарям, которые в свою очередь, учитывая прибыльность своей работы, всяческими запугиваниями стараются подорвать авторитет леч-учреждения в своих корыстных целях. Несознательные же крестьяне смотрят одинаковыми глазами, как на врача, так и на знахаря; у него требование быстрое восстановление трудоспособности заболевшего, в особенности в летнюю рабочую пору. На важность этого последнего момента — быстрое восстановление трудоспособности заболевшего указывает одно характерное явление, которое мне приходилось нередко наблюдать, когда, напр., крестьянин, недовольный тем, что жена его часто болеет, с иронией заявляет, что, если она будет продолжать болеть, то он ее «выведет на базар или ярмарку и там обменяет на здоровую, трудоспособную, или продаст», сравнивая в данном случае женщину, как рабочую силу, с домашним рабочим скотом. К моментам, обусловливающим процветание знахарства, необходимо отнести, кроме бедности крестьян, также их малокультурность и малограмотность в массе, как следствие неблагоприятных исторических условий жизни села.
Прежде чем приступить к описанию различных способов знахарского лечения, я в нескольких словах остановлюсь на характеристике знахарей. В области лечения хирургических заболеваний играют видную роль не только костоправы, но целый ряд шептунов, шептух, а также бабок-повитух («народных акушерок»). В каждом населенном пункте имеются специалисты по разным областям знахарства, специалисты, стяжавшие себе славу в лечении тех или иных заболеваний, причем население знает, к которому знахарю по поводу какого рода заболевания надо обращаться. Те из знахарей, с которыми мне приходилось встречаться или работу которых мне приходилось наблюдать, по своей подготовке к работе значительно разнятся друг от друга; наиболее популярные среди них это обычно пожилые люди — старики и старухи, много видавшие на своем веку, напр., бывший солдат, участник русско-турецкой войны 1877-78 г., который на службе, исполняя обязанности санитара, усвоил премудрость «врачевания» хирургических больных; другой тип-это тупой, отсталый, совершенно темный человек, и авторитет его поддерживается не столько знаниями и способностями в его работе, сколько странностями и загадочностью своей личности, что оказывает известное влияние на широкие крестьянские массы, повышая его авторитет.
За недостатком места я не буду останавливаться на дальнейшей характеристике этого типа людей, а только отмечу, что общее у них это полная уверенность в своих познаниях, уверенность в превосходстве их работы по сравнению с достижениями работников леч-учреждений, уверенность в своем успехе и в своих действиях и малая общительность с окружающими, что придает всей их работе некоторую таинственность и, тем самым, авторитет, необходимо при этом указать, что обычно знахари избегают применять разрезы даже при абсцессах и флегмонах, ограничиваясь всевозможными другими способами, хотя в литературе известен случай, описанный Иванченко, когда знахарь Шамака произвел крестьянке Ирине Петровой, 36 лет, чревосечение по поводу внематочной беременности, извлек мертвый плод и спас больную.
Как на пример самоуверенности знахаря в работе, соединенной с тупостью, я укажу на один случай: увидев хромого человека лет 26-ти, я попытался узнать, в чем заключается его болезнь; на это он мне сообщил, что, приблизительно. 10 лет назад он заболел, повидимому, растяжением голеностопного сустава, по поводу чего родные доставили его к костоправу своего села- тупому старику, который, осмотрев больного, заявил, что в данном случае имеется вывих и ногу надо «править». Костоправ, уложив б-го на спину и поручив крепко держать его нескольким мужчинам, начал «править»; ввиду сильнейшей боли б-ной стал кричать и биться на деревянной скамье и, наконец. перевернулся со спины животом вниз; но знахарь, будучи уверен, что б-ной лежит на спине, продолжал «править» ногу, придавая ей «соответствующее» положение. Когда же, уступая нечеловеческим крикам б-го, знахарь прекратил свою работу, то к удивлению, как своему, так и присутствовавших, обнаружилось, что вместо растяжения получился перелом в области голеностопного сустава, так как стопа в то время, когда б-ной под влиянием боли перевернулся на скамье со спины на живот, была повернута на 180° вокруг длинной оси ноги пяткой кзади вследствие насильственного перелома. В свое оправдание знахарь ответил, что он не виноват в том, что б-ной его «подвел» тем, что переменил то положение, которое ему было придано первоначально. В результате такого «лечения» б-ной продолжал болеть в течение 2 лет; у него появились в области голеностопного сустава раны, начали выходить отломки костей, и б-ной едва не погиб от сепсиса; характерно отметить, что он продолжал лечиться также у знахарей, но уже из другого села, так как местные не могли ничего сделать в данном случае. В результате всего этого б-ной остался калекой с укороченной ногой.
После этого я перехожу к описанию способов знахарского лечения различных хирургических заболеваний; при этом должен оговориться, что укажу только наиболее характерные способы, которые применяются в нашей местности; я считаю, что общий смысл их повсюду одинаков, — имеются только самые разнообразные их модификации.
Прежде всего я остановлюсь на «шептании», которое применяется почти при всех хирургических заболеваниях. Для этого я приведу живой пример.
Больной 20-ти лет т.б.к. лимфаденит шеи. По его словам, во время обострения хронического процесса, по настоянию родителей, к нему на дом была приглашена бабка-шептуха; она, войдя в комнату, где на постели лежал б-ной, набожно перекрестилась на икону, висевшую в святом углу, и, тщательно осмотрев, ощупав пораженную железу, объяснила родным, что здесь имеется «бышиха» (значение см. ниже). Затем она попросила обыкновенный нож, который начала прикладывать в различных положениях к пораженным железам, быстро нашептывая что-то непонятное для окружающих; несколько раз она приостанавливала эту работу, крестилась на иконы и снова продолжала свое дело. Все это производилось быстро, с сосредоточенным серьезным видом, при напряженном внимании присутствовавших, и продолжалось 5-10 минут. После этого шептуха снова крестилась, обещала скорое выздоровление и, получив печеный хлеб за труды, удалилась.
Нашептывания, применяемые при разных заболеваниях, обычно самые бессмысленные и бессвязные, как напр.:
Лежала собака среди дороги;
Разбросала собака: четыре ноги.
Пятый хвост, шестая голова,
Пусть тебе бог помога.
Шептание - это универсальное средство и для его проведения существует огромный кадр работников - шептунов и шептух; поэтому я в дальнейшем при описании не буду упоминать об этом способе, который применяется, как сопутствующий.
Для удобства разобрав способов лечения различных хирургических заболеваний, я расположу их в группы, но здесь я должен оговориться, что в области диагностики у знахарей наблюдается полнейший хаос; это обстоятельство несколько затрудняет изложение ввиду того, что одно и то же средство часто применяется при заболеваниях совершенно различных.
1. Воспалительные процессы (чирий, карбункул, гнойник, флегмона, острый остеомиэлит, периостит и т. п.). При этих заболеваниях, кроме описанного выше универсального средства - шептания, широко применяется гидротерапия в самых разнообразных видах: местные и общие (при поражении нижних конечностей) горячие ванны, для чего наполняют деревянную бочку, глиняный горшок и пр. горячей водой, или же «парят на кирпичах»; эта процедура проводится так: сильно нагревают кирпичи; ставят их на земляной (обычно) вол; поливают кирпичи водой; над этими горячими кирпичами ставят 6-го и, накрыв его «рядном» одеялом, таким образом подвергают воздействию водяных паров, исходящих от кирпичей. Нередко применяется и такой способ: жарко натапливают русскую печь, выгребают из печи тлеющие угли и пепел, на нагревшиеся кирпичи постилают сверху солому, льют воду и кладут в печь б-го так, чтобы только голова его находилась вне печи, и подвергают б-го действию тепла и влаги; более слабое действие достигается тем, что б-ных кладут не в печь, а поверх печи, на особом приспособлении, имеющемся в русских печах, причем также кладут солому и льют воду, но для лучшего действия покрывают б-ных теплой одеждой. Кроме этих обычных процедур, широко применяются самые разнообразные припарки, изготовляемые из отрубей, из льняного семени и пр., а также примитивные согревающие компрессы, для чего смачивают куски какой-либо ткани — тряпки-в воде, прикладывают к области поражения и сверху кладут шерсть от овец, теплые платки и проч.; применяют также и холод, для чего смоченные в холодной воде куски материи прикладывают к пораженным участкам; лед обычно не применяют из боязни «застудить» б-го. Наряду со всем этим применяются и такие способы:
а) на чирьи, абсцессы и пр. кладут печеный лук (нарывное действие).
б) при хроническом реберном перихондрите берут самые грязные кальсоны, в них собирают свежий конский навоз и прикладывают все это к пораженному участку; «грязное-дает лечение».
в) при флегмонах и абсцессах прикладывают к пораженным участкам кислое молоко, сметану, творог и пр.
II. «Бышиха». К группе воспалительных процессов надо было бы отнести и такое заболевание, как «бышиха», но ввиду своебразности этого понятия, широко распространенного в народе, я его выделяю. Бышиха бывает, по классификации знахарей, ветряная, водяная, болотная, лесовая, земляная и огневая. Повидимому, в это понятие укладывается целый ряд самых разнообразных заболеваний, начиная от рожи и кончая т.б.к. поражением желез, как отмечено выше. Лечение здесь применяется также самое разнообразное, начиная от различных видов народной гидротерапии и кончая такими средствами, как, напр.:
а) растирают мел в порошок, сдирают кору со свежей ветки бузины; смешивают сочную кору с мелом и эту смесь в виде пасты прикладывают к пораженному участку, часто сменяя;
б) зеленую глину (обыкновенная глина с зеленоватым оттенком) размачивают в воде, растирают и обкладывают ею больные органы
III. Лечение ран. В эту группу входят не только резаные, рубленые, огнестрельные, колотые, укушенные, ушибленные, рваные, но и всякие гнойные раны, как вскрывшиеся флегмоны, абсцессы, панариции, хронические остеомиелиты и пр., затем язва голени, нома и др. В этих случаях поступают так:
а) «труху»-пыль из высохшего гриба-печерицы прикладывают к ране;
6) листья свежей или квашеной капусты, листья табака-махорки и др., но, преимущественно, подорожника, прикладывают к ранам;
в) снимают паутину и также прикладывают к ране;
г) жуют ржаной хлеб, посыпают его солью и накладывают на рану:
д) варят листья ольхи до тех пор, пока не получится густой сироп черного цвета, прибавляют к сиропу неочищенной карболовой кислоты и полученной жидкостью смазывают раны при помощи гусиного пера или же смачивают этой жидкостью кусок какой-либо ткани, которую прикладывают к ране; повязки эти меняются ежедневно. Раны всегда завязывают обычно относительно чистыми тряпками, но иногда эти тряпки бывают чрезвычайно грязны.
IV. Опухоли. Опухоли, как доброкачественные, так и злокачественные, а также натечные абсцессы т.б.к. происхождения, которые обычно знахарями относятся к разряду опухолей, лечат шептанием с применением ножа, как в случае, описанном выше; применяют также гидротерапию или грызут зубами, причем наилучшим образом помогает, по народному поверью, если грызет младший в семье брат или сестра.
V. Вывихи и переломы. Эта область находится в руках специалистов-костоправов, которые, надо отдать им справедливость, обычно умеют выправлять вывихи, хотя часто, как указано выше, они различные заболевания принимают за вывихи, применяя в этом случае выправление, принося много вреда. При переломах, кроме обычного способа «править», они пользуются консервативными методами гидротерапией, шептанием и наложением несложных фиксирующих повязок.
VI. Кровотечения. При кровотечениях различного происхождения - ранения, травма, женские болезни-меноррагин, метроррагии и пр.-знахари применяют «заговоры», как в присутствии больн., так и находясь вдали от него, о чем мне самому пришлось слышать от знахаря, который уверял меня, что он, будучи приглашен к одному больному с кровотечением вследствие ранения, идя к нему; по дороге «замовлял» кровь, и, когда он пришел к б-му, то уже кровотечение под влиянием заговора остановилось. При носовых кровотечениях с успехом применяют промывание полости носа холодной водой или прикладывают холодные предметы ключи и пр. к области затылка, за воротник одежды б-го.
VII. Ушибы. К ушибленным участкам прикладывают тряпки, смоченные в холодной воде, или кладут на болезненные участки медные деньги - «пятак» до тех пор, пока не исчезнут боли.
VIII. При ожогах и отморожениях I степени применяют, такое же лечение, как и при воспалительных заболеваниях, кроме того, хорошо помогает, по мнению знахарей, прикладывание свежего куриного помета. Ожоги и отморожения II и III ст. лечат, как раны.
ІХ. Т.б.к. суставов, костей и пр. лечат обычно гидро-терапевтическими процедурами; кроме того, широко пользуются «зеленой глиной», которую размачивают в бочке с холодной водой и обкладывают этой глинной, напр., при т.б.к. колена всю ногу до пояса; лечение глиной пользуется успехом.
Х. Грыжи. Лечение грыжи производится путем шептания и заговора, при этом одновременно применяется следующий способ, о котором мне сообщил один б-ной укладывается в постель, а знахарь своими зубами усиленно грызет место выпячивания, предварительно произведя вправление выпавших внутренностей; при этом знахарь уверяет, что грыжа больше не появится.
При ущемленной грыже применяется усиленное вправление и кладется холод на место ущемления.
ХІ. Аппендицит, непроходимость, язва желудка и др. хирургические заболевания желудочно-кишечного тракта лечатся, как гидротерапевтическими процедурами, так и всевозможными травами-отварами, настойками, каплями и пр. высасывают
ХІІ. При язве голени «негодную» кровь удаляют при помощи пьявок.
ХІІІ. При выпадении прямой кишки сажают б-ных на горячее место-печь, в результате чего, как мне пришлось наблюдать у ребенка, был получен ожог обеих ягодиц, так как мать, по совету знахаря, посадила его на горячую кухонную плиту.
XIV. Выпадение матки «лечится» различными способами:
а) в ступке толкут чеснок; вкладывают его в тряпочку; получается «кукла», которую и вставляют во влагалище:
б) в посуду для дегтя, которым смазывают оси в телегах и колеса, - «в мазницу» кладут конский навоз, смешивают его с дегтем и на эту мазницу сажают больную женщину, так, чтобы выпадающая матка приходилась над отверстием этой посуды; этот способ применяется также и при выпадении прямой кишки и геморрое;
в) вкладывают во влагалище резиновые белые мячи, которые обычно служат детям для игр.
XV. Выкидыш. Знахарки выкидыши вызывают самыми разнообразными средствами, как питье хинина, ружейного пороха, настоем цветов ромашки, хмеля, цветов пиона и пр., так и путем прокола плодного мешка различными инструментами — головной или вязальной шпилькой, гусиным пером и проч.; случаи ранения этими предметами влагалища и матки приходилось наблюдать мне неоднократно. Кроме таких средств, с целью вызвать выкидыш, иногда ставят на низ живота, как обычные кровососные банки, глиняные кувшины; переваливаются всем туловищем, налегая на живот, через край бочки или кладут на низ живота свежий горячий хлеб, только- что вынутый из печи.
XVI. Роды. Здесь я считаю уместным вкратце остановиться на вопросе о знахарстве при родовспоможении, так как это явление имеет, играя часто роль этиологического момента, непосредственную связь с целым рядом последующих хирургических женских заболеваний, с которыми, как с неизбежным злом, приходится иметь дело хирургу, в данном случае я остановлюсь только на наиболее важных моментах, имеющих отношение к моей работе.
Бабка-повитуха, приглашенная к роженице, обычно рук не моет, а намазывает их маслом (деревянное, льняное и т.п. из лампадки, которая теплится перед иконами; после этого она руками, смазанными маслом, производит наружное и внутреннее исследование роженицы и смазывание маслом родовых путей с тем расчетом, чтобы ребенок «лучше проходил». Если повитуха обнаруживает, что плотный пузырь еще цел, то она сплошь да рядом, не дожидаясь естественного разрыва пузыря, головной шпилькой или гвоздем, без предварительной дезинфекции, прокалывает плодный мешок. Если же и после этого роды затягиваются, то бабка постилает мешки вокруг стола и начинает водить по этим мешкам роженицу, или же к балке на потолке - л«к сволоку» привязывает шерстяной пояс и заставляет роженицу цепляться за него руками и висеть в таком положении, что обычно приводит к усилению родовой деятельности. При прорезывании головки повитуха растягивает пальцами влагалище; часто наблюдаемый при этом разрыв промежности не зашивается, так как, по народному поверью, «должен быть свободный ход» для другого ребенка при последующей беременности. Когда ребенок родится, то сперва пуповину режут обыкновенным кухонным ножом или рубят топором на деревянной колоде, а затем отрезки перевязывают паклей; часто при обрезывании пуповины оставляют или очень большой, или очень малый кусок по вкусу бабки. Если послед долго не отделяется, то повитуха тянет за пуповину; иногда же наблюдается такое явление: веревкой привязывают пуповину к дверной ручке и ждут «выхода» последа; кроме того, как один из способов, содействующих отделению последа, применяют засовывание в рот родильнице волос, чтобы вызвать этим рвоту и усилить сокращение брюшн. пресса и матки.
Если повитуха имеет перед собой патологические роды, то она применяет целый ряд мероприятий:
а) при выпадении ручки делает вправление и заставляет роженицу дуться или тянет за выпавшую ручку, что приводит к отрыву ее, как мне пришлось наблюдать;
6) при долгом стоянии головки (головная водянка, узкий таз и пр.) накладывает на головку железные плотницкие или кузнечн. клеши;
в) выпавшую пуповину - вправляет:
г) если во время родов появляется сильное кровотечение (пред-лежание места и пр.), то шепчет, применяет «святую воду» и пр.
Если все эти мероприятия не помогают, то бабка оставляет роженицу и предлагает обратиться в леч.-учреждение.
При небольших кровотечениях никаких мер не предпринимается, так как повитуха считает, «что надо, чтобы шло много-это не нужная кровь». В случае, если плод родится в состоянии асфиксии, то его немедленно опрыскивают изо рта святой «крещенской» водой и окликают. После родов родильница остается в постели не более 3 дней, чтобы «не залеживаться»; нередко родильница в день родов принимается за обычную работу; вообще, не рекомендуется долго оставаться в постели. В течение этих 3 дней повитуха не дает покоя родильнице; ежедневно купает или «парит» в бочке, в которую наливает горячей воды, сажает родильницу и сверху покрывает одеялом кроме того, ежедневно «выбирает» ее (массаж), т.е. захватывает через брюшные покровы матку и тащит кверху, объясняя при этом, что таким приемом она «будет ставить матку на место». При родильной горячке, молочной лихорадке и др. осложнениях усиленно «парят». На третий день бабка моет руки; воду, которая стекает с локтей, для чего она поднимает руки кверху, собирает в бутылку, и родильница пьет эту воду; если же она пить этой водой не будет, «то тогда и в грудях молока не будет». Так заканчивается работа «народной акушерки».
Этим я закончу описание различных способов знахарского лечения и примитивного родовспоможения, причем я изложил только незначительную долю обширного материала, так как существует огромное количество самых разнообразных способов и методов знахарского искусства; необходимо только к изложенному добавить, что знахари во многих случаях, при различных хирургических заболеваниях, применяют такие лекарства, как йодистый калий - «белый мод», рыбий жир, скипидар, нашатырный спирт, мази цинковую, спуск (ung. cereum), майский бальзам, спорынью - потужные порошки при родовспоможении и пр. Эти лекарства, по совету знахарей, приобретаются в аптеках или, как спорынья, добываются у себя дома, или же выдаются самими знахарями. Необходимые для лечения слабительные всегда имеются в каждом доме - льняное, подсолнечное и конопляное масло, рассол из под соленых огурцов и пр.
Переходя к разбору и оценке приведенных способов, как этиологического момента в происхождении некоторых хирургических заболеваний, я должен прежде всего остановиться на примитивном акте родовспоможения, который представляет собою наибольшее зло и дает наибольшее количество хирургических заболеваний в дальнейшем. Среди различных моментов описанного нами акта родовспоможения нас, хирургов, интересует следующее: отсутствие малейшего представления об асептике, хотя необходимо при этом отметить, что смазывание рук маслом даже из лампадки до некоторой степени предохраняет родовые пути от попадания инфекции с грязных рук повитухи; внутреннее исследование роженицы; прокол плодного пузыря грязным инструментом безусловно отрицательные явления, ведущие, кроме других моментов, к родильной горячке, к воспалительным послеродовым заболеваниям и вмешательству хирурга.
Неправильное ведение защиты промежности ведет к целому ряду хирургических заболеваний - разрыв промежности, выпадение промежности и матки и др. Неправильный уход за пуповиной, как указывает П. И. Тихов, - источник различных заболеваний пупка и может служить, повидимому, одним из моментов в происхождении пупочной грыжи. Неправильное отделение последа - причина оставления его кусков и оболочек в полости матки, последующей родильной горячки и воспалительных заболеваний внутренних половых органов; раннее вставание после родов и тяжелый физический труд при этом - причина различных тяжелых форм изменения положения матки. В пределах настоящей работы, конечно, невозможно указать все могущие произойти в результате описанного способа родовспоможения хирургические заболевания и матери и ребенка; я хотел этой работой, связав определенные знахарские способы с известными заболеваниями, указать на необходимость изучения знахарства, как этиологического момента в происхождении некоторых хирургическ. заболеваний.
Далее, я укажу на целый ряд хирургических болезней, являющихся следствием вмешательства знахарей. Наиболее благоприятные результаты работы наблюдаются нов на это указывает в своей работе К. В. Волков; однако, часто наряду с хорошими результатами костоправы приносят огромный вред больному вплоть до насильственного перелома костей; отсутствие у них достаточных знаний по анатомии часто не дает им возможности дифференцировать ушибы, растяжения суставов, периоститы, остеомиелиты и пр. от вывихов и переломов, и примененное знахарем энергичное «вправлениям вплоть до переломов, сепсиса и смерти, как мне пришлось наблюдать. Отсутствие понятия об асептике также служит причиной самых тяжелых септических процессов, нередко наступающих в тех случаях, когда знахари и шептухи обслуживают больных, имеющих различные ранения, или проводят лечение всевозможных гнойных ран. Как на лучший пример дикости и бессмысленности части знахарских способов, я укажу на отмеченный мною выше способ лечения выпадения прямой кишки у ребенка, получившего в результате лечения ожог III степени на ягодицах.
Однако, на-ряду с этим, я могу констатировать, что в некоторых случаях знахари действительно получают хорошие результаты; я говорю в данном случае о широком применении знахарями при различных хирургических заболеваниях гидротерапевтических процедур, а также о применении ими для лечения мокрой глины, когда они для проведения курса лечения, напр., т.б.к. колена употребляют, примерно, три воза этой глины. Кроме того, если мы присоединим к этому еще широкое применение знахарями йодистого калия, рыбьего жира, различных мазей, слабительных домашнего изготовления и проч., при этом вспомним о целом ряде неблагоприятных внешних условий, на которые Я указывал B начале работы, то нам станет вполне ясной причина широкого распространения знахарства на селе
Вследствие этого, все те, иногда бессмысленные и дикие, способы лечения, о которых я упоминал, отходят на задний план и в сознании крестьянина, в особенности же того, который столкнется с горем-болезнью и, будучи оторван расстоянием от больницы, будет предоставлен самому себе, — знахарь является его единственным спасителем. В нашей действительности кроется причина знахарства и, вследствие этого, борьба с ним чрезвычайно трудна и возможна только путем постепенного развития сельской лечебной сети, которая полностью удовлетворит нужду крестьянства в оказании квалифицированной медпомощи и когда сами знахари и знахарки станут обращаться за соответственной помощью в больницу.
Путь борьбы со знахарством в области хирургических заболеваний лежит также через проведение, при хорошей лечебной сети на селе, широких профилактических мероприятий, как в области хирургии, так и в смежных областях — акушерстве и гинекологии.
Заканчивая свою работу, я считаю своим долгом выразить благодарность д-ру Ю. Ф. Меленевскому за советы при выполнении этой работы и акушерке М. И. Блещуновой за помощь при собирании материалов о знахарстве.
Литература.
1) Панкратьев Б. Е. «В. Д.» 1925 г. № 9. 2) Демич В. Ф. Народная медицина. Энцикл. словарь Брокгауз и Эфрон. 1 изд. 3) Он-же-Очерки русской народной медицины. «Врач» и «Медицина» за 1889, СПБ. 4) Он-же. Хирургия у русского народа. 5) Волков К. В. «Вр. Дело», 1925 год №7. 6) Иванченко К.Т. Друг здравия 1843, №3 7) Кондратовский Н. Г. «Врач» 1892 г. №9 и 10