Народная медицина, глава 1


Кузьмин К.К. Медицина в Московском государстве.

Народная медицина - источник врачебных знаний.


Народная медицина является неисчерпаемым источником медицинских знаний. На протяжении столетий народная медицина занимала ведущее положение, ее опыт передавался из поколения в поколение. Именно из глубинных недр народной медицины берет свое начало профессиональная медицина. Крупный русский ученый Н. Я. Новомбергский справедливо считал, что «с древнейших времен до 2-й половины XVI века в России имело место господство «народного эмпирического врачебного знания». Важную роль отводят народной медицине в Московском государстве (XVI-XVII вв.) в своих работах известные русские историки медицины: Л. З. Змеев, Н. П. Загоскин, М. Ю. Лахтин, В. Ф. Груздев, Н. А. Богоявленский и др.


Главным источником для изучения опыта народной медицины являются многочисленные «Лечебники», «Травники». написанные в разное время, задолго до появления книгопечатания. В. Ф. Груздев обнаружил более 300 рукописных и печатных работ подобного типа. «Лечебники», «Травники», и «Вертограды» — это подлинные энциклопедии народной медицины.


Первоисточником для изучения народной медицины в России могут служить также летописи, архивные документы, относящиеся к эпохе феодализма. Однако в этих материалах, как правило, изложены отдельные заболевания, которыми страдал тот или иной исторический деятель, некоторые средства народной медицины, способы народного врачевания. Гораздо реже встречаются имена народных лечцов, которых было немалое число на Руси. Это обстоятельство объясняется тем, что церковь вела постоянную борьбу с народными врачевателями, а летописи создавались, как правило, при монастырях. Составители же лечебников и травников своих имен не оставляли.

Рис. 1. Лечебник русский, 2-я половина XVII в.


Серьезным тормозом в деле развития народной и профессиональной медицины в России явилось татаро-монгольское иго (ХІІІ-ХV вв.). Поработители оставили нетронутыми лишь монастыри, на базе которых в дальнейшем стала развиваться монастырская медицина. При монастырях создавались больничные палаты, где монастырские врачи оказывали медицинскую помощь весьма ограниченному кругу больных. Монастырские лечцы не создали собственных методов лечения, не сделали больших открытий в медицине. В своей деятельности они широко использовали опыт народной медицины. Несмотря на тяжелые условия работы народных врачевателей, преследование их со стороны церкви, эти самоотверженные труженики медицины продолжали свящещиное дело своих предшественников. Подавляющее число больных получали врачебную помощь из рук народных лечцов, которые постоянно накапливали опыт лечения болезней и передавали его из поколения в поколение.

Лечцы народные врачеватели.


Как показал наш опыт изучения различных материалов, народная медицина в России занимала ведущее положение до конца XVI столетия. В эпоху расцвета феодализма, когда завершается процесс образования централизованного Московского государства, народная медицина постепенно уступает свои позиции профессиональной государственной медицине. Итак, переходим теперь к анализу тех положительных моментов в деятельности народной медицины, которые особенно были заметны на фоне развития Московского государства з XVI-XVII вв.

Народные врачеватели, или как их называли «лечцы», не дипломированные врачи выходцы из семейных врачебных школ. В России, как и в других странах, продолжал действовать принцип передачи знаний от отца к сыну. В крупных торговых центрах Московского государства насчитывалось значительное число недипломированных врачей. Об этом свидетельствуют не только летописи, но и обычные «Писцовые книги», в которых производилась подворная запись жителей, где указывалось их основное занятие.

В «лавочных книгах» Новгорода Великого за 1583 г. содержится перечень помещений, садов, огородов, фамилий, имен и профессия их владельцев. На листах 30, 31, 32, 33, 34 записано: «...Пол. лав [ка] пуста Иванка Семенова лекаря по затвору всем трем 3 таж., длине 1½ саж. оброку 5 ал [тын] 2 д [енги]... лав. Ларионка Ефремьева зелейника [аптекаря] с Лукина улицы по затвору 1½ саж., длина 2 саж. оброку 22 ал. 4 д.; пол. лав. Натальица Клементьевская жена лекаца, а другая пол. лавки пуста Гаврилки Клементьева лекаря... На лубяницы улицы Ушаковский двор Кочнева дан оброк Спасскому игумену з братьею и Старые Руссы, оброку 14 ал. пошлин 5 дн..., ставился Елисей Дохтур, а ныне пуст...».


Вышеприведенный документ показывает, что в Новгороде в XVI веке сформировалась «школа» народных лекарей, центром ее был тихий переулок по направлению «к рыбному и свежему ряду». Среди народных врачевателей было 5 лекарей. аптекарь и даже один доктор. Врачеванием занимались здесь всей семьей: Гаврилка Клементьев и его жена Натальица Клементьевская. В писцовых книгах Пскова за 1585—1588 гг. отмечены 3 зелейника (аптекаря) в Нижнем Новгороде указаны следующие адреса четырех рудометов (мастеров по кровопусканию). «Около церкви Офонасья и Кирилла слободка... изба нищие вдовы Пелагеицы рудометницы. Да того же Почанискою улицею от рыбного ряду, на левой стороне в пригорке: изба Игошки деревщика, беден; дворишко Петрушки Сергеева рудомета, за бедностью не в тягле... От Оки реки через Большую улицу в переулок на лево, по право стороне: двор посадского человека Ивашки Григорьева рудомета, 3 деньги молотчей…; двор Путилки рудомета, с полушки, худ.»


В феодальном Полоцке сын И. М. Табаровского Матвей «у отца выучился лекарской науке, раны лечить колотые, и рубленыя, и стремяныя, и пульки вырезывать, суставы ломаные справливать, и жильную руду пускать...». Из этого доку мента мы видим объем врачебных навыков, которые приобрел сын у отца, народного лакея.


Народный врачеватель из г. Кашина по профессии рудо- мет «Федька Григорьев (во время чумы 1654 г.)... ходил в село Постельниково к заставным головам к Ивану Бабарыкину и Матвею Колычеву, для рудометного промыслу (пускания крови) через заставу». Об этом стало известно царице. Вскоре последовал приказ Кашинскому воеводе Непейцину публично наказать нарушителя карантина «бити батоги нещадно».


В отдельных случаях методы лечения народных врачевателей интересовали представителей государственной медицинской службы. В 1662 г. в Аптекарском приказе был допрошен «тяглец Федька Белозерцев, который корень давал принимать топя в молоке боярину Б. И. Морозову. Вопросы были такие: где тот корень он взял, для чего его принимать давал и почему он тот корень знает и где тому лекарственному делу учился и от какой болезни тот корень давал». Отвечая на вопросы Ф. Белозерцев сказал, что корень он для образца получил из Новгорода от своей матери Марьицы, которая знает целебные действия этого растения. Для лечения «мокротной болезни» боярина Морозова, аналогичное лекарство им найдено в Московском уезде. После принятия больным топленого в молоке корня наступило выздоровление. Течь мокроты из уха прекратилась, исчезли «тоска и жар».

Следует отметить, что не во всех случаях деятельность народных врачевателей протекала благополучно. За их деятельностью следила церковь. Согласно «Устава о церковных судах» «зелейничество» с «ведовством и волхвованнем» считалось преступлением против церкви. В 1576 г. народную врачевательницу Катерину Швогстер заподозрили в колдовстве и предали церковному суду. «Она объяснила судьям, что с колдовством не знакома, а помогала людям при вывихах, лечила детям горло смазыванием маслом; словами выгоняла червей из людей». И все же, несмотря на данные объяснения, суд постановил «сжечь колдунью на костре» (Ю. Новоселов, 1906).

Болезни и способы их лечения


В названия многих болезней можно найти отражение на родной медицины. Достаточно сказать, что название таких болезней как: «жабная» (стенокардия), «чечуйная» (геморрой), «каменная» (камни в почках), «сухотная» (туберкулез), рак (канцер), рожа, цинга, золотуха, ячмень, сучье вымя (карбункул), кароста (чесотка) имеет народное происхождение. Как показывает анализ, изучения первоисточников, название некоторых болезней, известных народу, прочно вошло в современную медицину.

Оригинальны и самобытны по своему звучанию и различные медицинские профессии того времени: лечцы (народные врачеватели), лекари (врачи профессионалы), подлекари (фельдшеры), резальники (хирурги), рудометы (кровопуски), зелейники (аптекари), травники (фармацевты) и т. д. И хотя врачебные профессии упоминаются в различных источниках, но в происхождении их названия мы видим отпечаток народной медицины.

В XVI-XVII столетиях народные методы лечения ряда болезней широко применялись во врачебной практике. При лечении ран применяли: «медовые лепешки» (тесто пшеничной муки на меду), лук печеный, чтобы ускорить «нагноение и открытие раны». При лечении свежих ран прикладывали лист подорожника или капустный.


Лечение переломов осуществлялось с помощью охватывающей повязки из холета, пропитанной смесью вареного меда с пивом. При укусе бешеной собакой пострадавшему давали пить отвар из «репьева корня». При уязвлении змеею «прикладывали к ране свежую крапиву, смешанную с солью», и внутрь давали пить чеснок «уваренный с пивом».


При ожогах применялась повязка, пропитанная маслом конопляным. Для лечения чахотки рекомендовалось питье кобыльего молока и смазыванием кожи дегтем. При мочекаменной болезни питье березового сока или настоя из можжевеловых ягод. Сильным мочегонным средством считалась кукуруза и молоко. Кровеостанавливающим, противоцинготным средством обладает крапива. В Белоруссии излечивали цингу луком, чесноком и хреном; куриную слепоту телячьей печенью, а в Новогороде печенью трески; малокровие лечили молоком, морковью; ожоги и порезы белком яйца. Нельзя не привести некоторые рецепты из арсенала народной медицины того времени, которые широко использовались при лечении таких заболеваний, как чесотка и рожа. Для лечения чесотки изготовлялась мазь: из серы, селитры, купороса, нашатыря с коровьим маслом.

В работе Ф. Л. Германа «Как лечились московские цари» (1899) на стр. 12 указан способ лечения рожи: «Мазать винным духом с камфорою на день по трижды, затем принять 12 зерен камень безуй в составленной водке, затем сделать кровопускание». Известен и такой способ лечения рожи, когда на пораженное место кладут мел с красным сукном и мокрые припарки. В некоторых справочниках народной медицины указано, что камбала - морская рыба при употреблении... «возбуждает к любострастию и весьма умножает плодородные соки».

Как показывают вышеприведенные примеры, в основу лечения положены средства растительного происхождения и продукты животного мира. В ряде случаев «Лечебники» и «Травники» излагают практические советы. Вот некоторые из них. Что-бы избавиться от алкоголизма рекомендуется лекарство: «Аще хощь, чтоб человек не пил пива, ни вина... возми губу осиновую и березовую кору... истолките да смешай, дай ему пить 2-ж или 3-ж, не станет пити и до смерти... Аще кто храпит, то капустное листие истолки с красным медом, пити».


В травниках значительное место отводится также заговорам и заклинаниям, основанных на вере в сверхестественные силы. В XVII в. не только простой народ, но некоторые врачи считали, что причиной болезни является «порча», колдовство. Согласно законам того времени за «порчу» полагалось суровое наказание - смертная казнь. В 1622 г. разбиралось судебное дело о «порче» Григория Болдыря Фетиньей Лункиной. В своей «челобитной» пострадавший писал, что «умирает от порчи, а испортила его Лункина жена Фетиньица».


Несмотря на то, что в лучшие «Лечебники» того времени проникали элементы мистицизма, суеверия, они сыграли важную роль в деле распространения медицинских знаний и под готовки национальных врачебных кадров. Достаточно сказать, что во 2-й половине XVII века Аптекарский приказ в качестве учебного пособия использовал некоторые лечебники и травники для «обучения лекарскому делу учеников» школы русских лекарей, основанной в Москве в 1654 году. По Указу в 1677 г. 30 декабря Аптекарской палате было приказано выписать «книги травники и лечебники писменные и печатные» для похода царя с войском. В ответе сказано: «В Аптекарском приказе в 1676 г. имелись русские книги: «Травники-скорописные на лицо. Травник в досках... Два лечебника скорописные... Книга Травник на словянском языке: по счету в ней 30 тетрадей. 3-я книга... 23 тетради и 4-я книга одна тетрадь, 5-я книга - 23 тетрадей и др. Вышеназванные книги были отвезены государю в поход. Известный интерес представляет книга «Домострой» (XVI в.). В ней изложены важные гигиенические советы для простого народа, а также написаны разделы как лечиться «от болезней и от всяких скорбей».


В XVI-XVII вв. огромное гигиеническое профилактическое значение при целом ряде простудных заболеваний имела русская баня. Народные лечцы именно в бане оказывали медицинскую помощь: вправляли вывихи, пускали кровь, «накидывали горшки» (суховоздушные банки), лечили кожные болезни, принимали роды. Больницы гражданские и госпитали военные появятся немного позже.

Рекомендованно к дальнейшему изучению:

Государственная медицина. Глава 2