Что такое вегетарианство?


С. О. Перперъ

 

Pavia, 26 декабря, 1908.

 

Вегетарианское обозрение 1909

Впервые, слово vegetarian, по мнению F. Häppe, было упомянуто И.Ньютоном в его сочинении "Reform to nature or defence of vegetable regime" (Возвращение к природе", Лондон 1811).

    

В этой книге, автор горячо высказывается за растительную пищу, подтверждая свое мнение многочисленными доказательствами. С легкой руки И.Ньютона стали называть людей, питающихся растительной, безубойной пищей, вегетарианцами. В позднейшее же время, когда вегетарианство, разлившесь могучим потоком по всему миру, стало увеличивать число своих приверженцев, увеличилось одновременно с этим и внутреннее содержание его. Вегетарианцы настоящего времени, считают слово вегетарианство, произошедшим от латинского слова "vegetus", что обозначает здоровый, жизнерадостный, бодрый. Происходит ли вегетарианство от латинского слова “vegetus" или английского, “vegetarian", это, по моему мнению, большой роли не играет, - дело во внутреннем содержании идеи вегетарианства, которое всеми сознательными вегетарианцами понимается одинаково.

Что же такое вегетарианство?


Вегетарианство--человечность и как таковая борется со всем нечеловечным, унижающим человеческое достоинство, делающим человека животным, зверем, отнимающим у него все естественно-красивое, все прекрасное и возвышенное, п погружающим его в сферу слез и страданий, тоски, болезней и разочарований. Вегетарианство зовет к природе, естественности, к свежему воздуху, к красному солнышку, к красоте жизни, без которой, жизнь - смерть, или, лучше говоря, бессознательный процесс увядания. На этом основании, вегетарианство отвергает прежде всего, убойную пищу, так как, она добывается посредством убийства, растлевает гуманитарные чувства, убивает красоту окружающего нас мира и губит жизнь, как животных, так и людей. Признавая, что , “здравый дух в здоровом теле” и обратно, что "здоровье души, т. е.  следование ее законам (нравственным) дает здоровье телу", вегетарианство стремится к проведению в жизнь этих глубоких истин. Вот почему оно борется против всех ядов, отравляющих человеческий организм, алкоголизма, табакокурения, опиума и других подобных вещей, и зовет к постепенному закаливанию духа и тела, труду, физической работе, всевозможному спорту и естественному образу жизни, который ведет по пути “здоровья души и тела.” Сознавая, что “ высшая задача человека состоит в том, чтобы облегчить до наименьшего тяжесть давящей его "животности, " вегетарианство - пролагает ему маленькую тропинку к выполнению этой задачи. Лозунги вегетарианства гласят: „да избавится все живущее от страдания" и “да здравствует жизнь". Конечно, эти лозунги, мы, вегетарианцы, провести в жизнь всецело не можем, да и не претендуем на это. Я твердо убежден, что страдания неизбежны, что и в грядущем строю (каким бы именем его не назвать) страдания также будут существовать, так как без них невозможно счастье, как невозможен свет без мрака, день без ночи. Но я также твердо знаю, что уменьшая лишние, ненужные и бесполезные страдания окружающих меня живых существ, я этим увеличиваю их благополучие, счастье, мир перестает мне казаться, "юдолью плача" и жизнь в нем делается лучшей, прекрасней и интересней. ,,Наша доля ответственности в изменении существующего порядка не простирается далее нас самих и нашего ближайшего соседства. Если мы и мало сделаем, по крайней мере это малое будет плодом наших усилий. Разумеется, если мы бы держались химеричной идеи провести нашу теорию в жизни до ее логических и непосредственных последствий, не принимая во внимание различных жизненных условий, мы бы дошли до полного абсурда. В этом отношении принцип вегетарианства ничем не отличается от всякого другого принципа: он должен быть приспособлен к обыкновенным условиям жизни. Очевидно, мы не имеем намерения подчинять все действия и поступки ежечасно и наши ежеминутно принципу уважения к жизни бесконечно малых существ: мы не будем, подобно буддистам, морить себя голодом и жаждой, если увидим под микроскопом каплю воды, кишащую микроорганизмами. Мы, не задумываясь, срежем себе палку или сорвем цветок в лесу; мы даже позволим себе сорвать спаржу или кочан салата и капусты на обед, хотя мы вполне признаем жизнь в растении, так же, как и в животном.

 

     Не нам стеснять себя сектантскими догматами; наша задача состоит в том, чтобы обставить наше существование, по возможности, красиво и сохранить в нем, насколько это в нашей власти, гармонию окружающего нас мира."

Вегетарианство только, "первая ступень" в лестницы человеческих идеалов и взобравшись на нее, вегетарианцы стремятся подняться выше. Вегетарианство, по определению Эдуарда Бальцера, есть, “сознательное выполнение наших жизненных условий".

"Вопрос о вегетарианстве как мы говорили, маленький, и выше и важнее целая область “социальных " вопросов. Но мы не можем согласиться с тем, нередко высказываемым мнением, что вегетарианство преждевременно, что надо сначала позаботиться о том, что бы на свете не было бедных, униженных и оскорбленных людей, а потом уже миловать скотину. И в этом не будет с нашей стороны противоречия.


      Никогда не рано сделать хорошее дело.


При воспитании ребенка мы не оставляем без внимания того, как он относится не только к животным, но даже к неодушевленным предметам. Это именно потому, что мы отлично знаем, что непривычка ценить кристаллизованный в вещах труд или повадка жесткости отзовутся в последствии на отношениях взрослого человека к людям. Тоже и с воспитанием человечества. Не может водвориться высшая справедливость, благородство и гуманность в людских отношениях там, где льется кровь животных, т. е. совершается то, от чего грубеют нравы и ожесточаются сердца. Как не может быть надежен ни в нравственном, ни в общественном отношениях человек, который под семейною кровлею истязает своих детей или издевается над женой, так не может общество рассчитывать на уничтожение пауперизма  и его зол, если это общество не потрудится над истреблением тех своих обычаев, которые основаны на зверстве и неразумии. "Борясь за человечность, вегетарианство не признает национальности, классовых различий и других рамок, установленных людьми. Что это так, доказывает интернациональная история вегетарианского движения и приверженцы вегетарианства, которые принадлежат к различным установленным классам".


loc. Перперь

Значение вегетарианства


Обыкновенно, вегетарианство считается довольно сомнительным, и во всяком случае, маловажным в смысле человеческого прогресса "новшеством", - если его вообще удостаивают серьёзного внимания. Что оно уже издревле служило культурным двигателем, об этом редко кто из “посторонних” догадывается.

       

Это объясняется тем, что принимается в соображение лишь одно, бросающееся в глаза, непосредственное проявление этого учения, а именно: отказ от убойной пищи. Но если вообще все явления имеют между собой причинную связь, то таковая обнаруживается в еще более ясной и определенной форме при исследовании этого учения, в котором каждое положение логически вытекает из главной предпосылки.

       

Конечно, весь прогресс идет многими различными путями, разветвляясь в разные стороны, и каждому такому разветвлению можно следовать отдельно. Но доискиваясь их исходной точки, скоро убеждаешься, что они именно не параллельные линии, а разветвления, сходящиеся в одной общей точке, как лучи в фокусе или побеги в корне. И этот фокус или корневой узел и есть правильно понятое и широко толкованное вегетарианство, ничего общего с какой-либо сектой не имеющее, но ничего общего и не имеющее с травоядением.

    

Все области и фазы переустройства жизни на началах нового миропонимания находят в нем свое объяснение, обоснование и разрешение, - хоть разумеется и не полное, - если человек, заинтересовавшийся такими вопросами, постарается только искренне вникнуть в его положения и дать себе ясный ответ в своих впечатлениях и заключениях.

Дело в том, что вегетарианство обнимает не только все воззрения и действия, сопряженные с безубойным питанием, но и все приводящие к нему, способствующие ему и вытекающие из него и таким образом изменяющие в корне человеческую жизнь, воззрения и действия.

Не говоря уже о том, что от рода принятой пищи зависит, как ни как, не только состав человеческого тела, но и более или менее склад его ума, качества и наклонности его души, нужно во всяком случае признать, что в последних отношениях очень важную роль играет способ добывания пищи.

    

Нельзя же закрывать глаза на то обстоятельство, что при преобладании мясного питания, большая часть человечества обречена на постоянное, отупляющее убийство животных или же на непременно связанные с ним скотоводство, откармливание и прогон. От этих привычек черствеют и грубеют, конечно, не только разводчики, скотники и мясники, непосредственно участвующие в убое и удаляющиеся от вожделенной гуманности. Их действия и души отражаются прямо и косвенно на большинстве людей и даже верхи, которые почти не знают и не понимают, что творится внизу, не остаются незатронутыми этим потоком крови и зверств. Совершенно ненужные и служащие только прихоти, они дают себе знать, как бы ни маскировали их повара и колбасники при помощи не всегда полезного, извращающего вкусовые ощущения, огня.

      

При этом я не буду указывать на все болезни, легко передающиеся животными человеку и несущие с собой столько несчастья, не буду говорить о заражениях недоброкачественными мясными припасами.

      

За то я должен указать грозящую невозможность правильного распределения и использования имеющейся на лицо земли, необходимой для пропитания всего человечества, - когда огромные пространства остаются под пастбищами; между тем как массы нуждаются в пахотных участках. Эта односторонняя расточительность больно отзывается на земельном вопросе, отодвигая его решение в благополучном для трудового народа смысле, заставляя последний кормиться впроголодь и усиливая гнет его, тогда как имущие отягощают себя мясом количественно и качественно. Дело в том, что на одном и том же участке может прокормиться гораздо большее количество людей, нежели скота, совершенно излишнего с точки зрения правильного, и необходимого для здоровья питания.

     

И если медицина за последнее время так настойчиво заговорила о гигиене, диете и естественности, так энергично проводить мысль о троице - воды, солнца и воздуха и о правильном составе пищи, но только под влиянием нахлынувшей и возрастающей волны вегетарианства. Благодаря его настаиваниям, последовал отказ от многих прежних средств и способов лечения, благодаря его открытиям, указаниям и заключениям заметно поднялось значение и почитание здоровых жилищ на лоне природы, ручного труда в мастерской и на земле, поставлены на должную и здоровую высоту, спорт, подвижные игры, экскурсии и прогулки, а прелести и удовольствия города потеряли в суждениях благоразумных людей большую долю своей привлекательности.

     

Само собой разумеется, что вегетарианство и его выводы дали также новый толчок и направление в деле воспитания и обучения детей и заставили постараться поставить дело это совершенно новых началах и основаниях.

     

Не без влияния осталось вегетарианство и на половой вопрос, как на практическую, так и на теоретическую сторону его, значительно облегчив посвящение в эту все-таки щекотливую область детей, подготовленных строгим режимом и совместным обучением по наглядно- естественному способу телесно и духовно.

     

Это отразилось, конечно, и на понятиях об общественной жизни и на ней самой и хоть немного смягчило в общинном духе нравы нашего жестокого времени, материального прогресса и духовного застоя, под влиянием которого страдают более всех обессиленные экономически единицы. Общительность повела к образованию производительных, потребительных и общежительных товариществ, к более тесной и активной общественности.

     

Таким образом, чистота, простота и дешевизна пищи, -- заключающиеся не только в избежание убойной пищи и всех не принимаемых утонченным языком подделок, но и в отрицании вина, табака и всех других возбуждающих требовательные нервы мясоедов средств, — приводят к простоте и чистоте нравов, и упрощению жизни и обогащению чело- века.

     

Вообще вегетарианство послужило к оздоровлению всего жизненного строя принявших и проведших практически это учение людей. Оно укрепило их телесно, освободило их от устарелых, закрепощающих и отягощающих воззрений, просветило и смягчило их души, возвысило их характер и утвердило их силу воли, так что у них прибавилось жизнерадости, устойчивости и твердости, самопознания и владения собой, достоинство личности, хозяйственной независимости и чувство красоты.


О.Р. Герман

Естественное лечение


Под естественным лечением понимается уход за больным, соответствующий человеческому устройству и гармонирующий с непреклонными законами природы. Настоящая причина болезни скрывается в нас самих и зависит от приобретенной органической слабости, благодаря особому жизненному режиму, противоположному требованиям человеческой натуры.

    

Распространенный и глубокий недуг, тяжелые многочисленные болезни  человеческого рода, - прямое и фатальное следствие искусственной среды, в которой мы живем. Обычная система жизни прямо противоположна настоятельным нуждам нашего организма: она является беспрерывным грубым нарушением элементарнейших законов природы.

    

Цивилизация, в самом деле, слишком ограничивает наше пространство, оскверняет воздух и пищу, отнимает у нас солнечный свет и ежедневно заставляет нас прибегать к условной лжи устаревших социальных привычек, отравляя душу и тело.

    

Моральная и внешняя атмосфера окутывающая нас, порочна и заставляет дегенерировать наши чувства, насколько это можно заключить из „духа времени“ и „моды". Все мы более или менее, больны; вечно мы недовольны и озабочены. А нездоровое тело не может дать ничего другого, как болезненные мысли и слабую, развращенную волю. И если ужасный физический и моральный недуг не может быть замаскирован или ослаблен обычными употребляемыми паллиативами, то мы должны примириться с жалким человеческим бессилием (импотенцией) и научной недостаточностью.  Здоровье зависит просто от выполнения функций нашего организма. Когда и как человек должен питаться, как и когда он должен работать, отдыхать и т. д., - в этих мелочах состоит все здоровье и следовательно, счастье земное. Зная нормальные условия здорового существования, мы имеем фундаментальные условия рационального лечения. Для больного достаточно находиться в гигиенической среде и пользоваться физиологическими средствами, чтобы находиться на пути к радикальному излечению.

    

Простое население, сохраняющее рациональный образ жизни, наиболее здоровое, хотя и не обладает всеми нашими удобствами и комфортом. Точно также дикие животные менее подвержены болезням, чем домашние и долговечнее последних, хотя более подвергнуты превратностям судьбы и атмосферным колебаниям.

    

Культурный человек, царь созданий, страдает физически и живёт беспокойно из-за непрерывной боязни заболеть, так как каждое изменение воздуха, малейшая внешняя причина, для него, “rischio di morte". Он прибегает к самым удивительным медицинским средствам, чтобы восстановить свое здоровье, в наиболее злокозненных защитительных средствах ищет он покровительства собственного тела и морального облегчения своих страданий. Но искусство и наука не могут заменить инстинкта и естественного чувства, по крайней мере, в области гигиенической.

    

Но для медицины нет спасения до тех пор, пока она не откажется от всех тех неясных, извилистых, неопределённых путей, в которые она впала и не возвратится назад к учительнице - природе. Как современное декадентство ищет новые пути, чтобы выйти на новый оздоравливающий искусство путь, так и медицина должна выйти из своих традиционных предрассудков. “Natura sanat", "Zurück zur Natur" — вот лозунги обновленной медицины. Возвратимся к природе, чтобы извлечь новые силы для новой жизни; в безконечной природной энергии найдем мы все средства для нашего излечения.

    

Тщетными и напрасными кажутся поиски особенностей для каждого несчастья, освобождающей сыворотки для каждого заражения. Как античный алхимик, так и современный эскулап мучается в поисках философского камня, спасительной сыворотки, элексира долговечности, придерживаясь средневековых предрассудков, рассматривая человека частью химической колбы или высшим животным экспериментом.

Причина болезни - в нас самих, и зависит от приобретённой слабости, приведшей организм к наименьшему сопротивлению и, следовательно, к постоянному предрасположению к болезни. Сквозняки и сырость не вызовут простуды или артрита, если организм не предрасположен к таковым. Лекарство, если даже убивает симптомы, производит всегда вредные действия, так как не уничтожает болезненную причину, а препятствует естественным силам реагировать в организм на ненормальные уклонения.

Мы должны объяснить острую болезнь, как естественное напряжение нашего тела освободиться от скрытого или хронического зла. Поэтому необходимо разбудить восстановительную энергию человеческой экономии, скрытую в каждом из наших органов, прибегая к физиологическим стимулам. И тогда лишь возможно будет говорить о радикальном излечении, так как пациент будет освобожден как от зла, так и от предрасположения снова впасть в болезнь. Некультурный человек выступает с пугливыми возражениями лишь для того, чтобы указать, что разница между ним и примитивным человеком настолько глубока, что она исключает всякое посредничество природы. Но нет! Связь между человеческим сознанием и alma mater, несмотря на ослабление, еще не разорвана. Внедренная в удивительном механизме нашего тела vis medicatrix naturae, как заботливая нить Ариадны, тянет нас к спасению. Природа, как истинный Цербер, стоит у дверей наших и, как неутомимый чичероне, готова всегда указать нам, если мы этого захотим, путь к настоящему, неизвращенному здоровью. И из обломков - остатков нашего организма, мы можем развить в сладкой, мягкой и прогрессивной форме весь клад скрытой энергии, ведущей нас к настоящему радикальному излечению. Медицинское искусство находится уже у того пункта, где оно, основываясь на все наследство естественных средств, даст освобождение нашей собственной, внутренней, скрытой природной энергии.

Zurück zur Natur!


 С. О. Перперъ