Хирургия у русского народа, по данным старинных рукописных лечебников


Д-р мед. наук Н. А. Богоявленский


Кафедра истории медицины Военно-морской медицинской академии ВМС

(и. о нач. кафедры - д-р мед. наук Н. А. Богоявленский).


Вестник хирургии им И.И. Грекова 1947

Влияние Европы.


Среди некоторых современных историков русской медицины распространено мнение, что своими хирургическими познаниями русский народ обязан исключительно иноземному влиянию. Принято почему-то считать, что появившиеся в России в XV и XVI веках при дворе великих князей иностранные врачи и хирурги, главным образом немцы, голландцы и англичане, впервые начали учить русский народ примитивным хирургическим манипуляциям. До этого же времени у нас в этой области знания царила якобы лишь только грубая эмпирика, не достойная внимания современного исследователя.


Сторонники этой западноевропейской ориентации, однако, забывают, что в средние века никакой научной медицины не было и в Западной Европе. Как там, так и у нас научному периоду предшествовал многовековой народный опыт врачевания. В зависимости от социально - экономических условий народная медицина, а с ней и хирургия, развивались по-разному в различных странах и у разных народов. Зарождение народного врачевания на Руси и сама эволюция его несут на себе следы ярчайшей национальной самобытности и оригинальности, положивших отпечаток на последующую эпоху развития медицины в России.


При текстологическом сличении народного немецкого лечебника Spiegel-Arztnei 1530 г., послужившего оригиналом для переводных лечебников многих соседних стран, нельзя не заметить в русских переводах существенных отклонений от иноземного источника. Примером может служить один из разделов упомянутого немецкого оригинала - так называемый Distillirt-Buch, составленный Иеронимом Брауншвейгским. Рекомендуя березовый сок в качестве лечебного средства, немецкий автор ограничивается лишь коротким и глухим замечанием о том, что «вода эта хороша для всяких ран» и что «она исцеляет и подсушивает открытые повреждения».


Характерно, что эта же редакция дословно приведена в одноименном переводном чешском лечебнике 1550 г. И только текст русской рукописи дает совершенно новую и распространенную трактовку этому месту из книги Иеронима Брауншвейгского. (Полное название русской рукописи - «Сказание о пропущении вод из трав на врачевание людем испытано мудрыми дохтуры изложено по азбуце». Переведена в 1530 - 1540 гг., возможно, в Новгороде. Мы пользовались одним из многочисленных московских списков - полуустав конца XVI в начала XVII веков - в Рукописном отделе Ленинградской государственной публичной библиотеке им. Салтыков Щедрина Q. VI, 29.)


Высокое лечебное свойство березового сока русский лечец видит прежде всего в том, что при пользовании им наступает столь желательное первичное натяжение – «та же вода свежия раны сеченыя заживляет и в место тело вводить»; березовый сок, во-вторых, действует противовоспалительно, устраняя околораневую инфильтрацию - «понеже та вода оток тушить»; березовый сок, наконец, уменьшает нагноение и препятствует избыточной грануляции «гноение ранам или растение диким мясом не даст расти в ранах язвленных кои сечени суть», «Дикое», или «лихое», мясо не без основания русскими лечцами считалось «велми пакостными для тела». Приведенный текст таким образом с достаточной убедительностью говорит о широком хирургическом кругозоре русского врачевателя допетровской эпохи, довольно четко представлявшего себе основные признаки патологических процессов, сопутствовавших ранению тела.

Потребность в хирургии.


Все русские рукописные лечебники XVI-XVII веков уделяют очень большое внимание хирургии. Жизнь властно выдвигала требование по оказанию помощи хирургическим больным, весьма многочисленным на Руси в то время. Эта помощь оказывалась специальными лицами. По данным Н. Д. Чечулина, в XVI веке в Московском государстве насчитывалось 210 профессий. Среди них было много «кровопусков» и «кровопускниц», «зубоволоков» и «повивальных бабок». Цех цирульников, занимавшихся хирургией, являясь между прочим наиболее прогрессивным элементом городского общества в Новгороде, был настолько значителен по числу своих членов, что он дал в 70-х годах XIV века вожака и много последователей рационалистической секты стригольников (от слова «стричь»).

Особенности анатомической терминологии.


Можно полагать, что в XVI-XVII веках в России в основном уже сложилась анатомическая терминология. С одной стороны, правда, пока ощупью подбираются удопонятные русские обозначения анатомических названий: «матрикс» - это «матка» и «дно» в одно и то же время; желудок – он же и «стомах»; мочевыводящий канал лечебники  называют «водяной диркой»; для плаценты нет еще другого названия, как «постелки отроческой, коя не выходить со отроком кои ражаются». Но, с другой стороны, не только все наши врачебники, но и русская художественная литература той эпохи свободно уже оперирует такими установившимися понятиями, как вертлуг, локот, запястие, ладышка, берцы, стегны и т. д.


Внутренние органы становятся известными не только по названию, но о них создаются в лечебниках правильные топографические представления: «селезень и печень во обоих боках лежат, а в правом боке маленко пониже ребер тут лежит печень, а в левой стране против того лежит селезень».


Есть основание предполагать, что русским лечцам небезызвестны были своеобразные экспериментальные наблюдения над животными, и последние даже подвергались аутопсии в целях проверки лечения. Так, в рукописи XVII века сказано, что кора одного из растений обладает способностью «твердость селезенную мягчить», «а то тем испытуй», продолжает лечебник: «аще то даеши свиниям и то кормим их тою корою по девяти дней сряду, а потом ту свинию вели зарезати и тако обрящеши селезень истреблен а собою велми мелок».


Удовлетворительно для своего времени была на Руси разработана в то время хирургическая диагностика. Были известны: «ноктоедица», тканевые миазы, раковые язвы грудной железы - «волосатиковая болесть на титках у женок», cancer reсti – «волосатик во афендроне». Лечебники знают «жабу, сиречь болячку ртяную, коя в скорониах (на миндалинах, Н. Б.) бывает». Картинно описана гангрена: «сустав некой распаляется и черны бывают аки уд сожженой, а ту немочь мастеры именують великаго чудотворца Антония разгневние».

Грыжи – какие они были?


Широко распространенными были грыжи, в особенности пахо-мошоночные. «Люди киловатые» - это одни из самых частых пациентов русского врачевателя того времени. Эти грыжи, повидимому, были иногда объектом для симуляция, главным образом со стороны лиц, привлекаемых к военной службе, на что намекает следующее выражение одного из лечебников: «люди киловатые не из болести, а по лукавству». Была выработана практика хирургического лечения сибироязвенного карбункула - «черной моровой болячки кою болячку докторове называют антракс». А частые эпидемии бубонных форм чумы (resp. туляремии) побудили, в частности, новгородских врачевателей предложить свой способ лечения бубонов - это «просечение топорком апостем, сиречь горячих надутых болячек» с последующим вставлением в рану турунды - «кнута кужелного», о чем между прочим не содержится паралельных упоминаний в народных врачебниках Западной Европы той эпохи.

Травмы.


Наиболее актуальной проблемой врачевания являлись тогда всевозможные травматические случаи. С одной стороны, они были бытового порядка. Сюда относились «расшибения с хором, с лошади» или «кого возом притреть». Часто встречались ожоги, обморожения, вывихи, переломы ребер и в особенности «кожных и ручных костей», происходившие в быту, на работе, а также в драках, во время уличных боев (Новгород).


Однако наибольшее число травматических случаев доставляла война. Многочисленные указания лечебников на выведение из ран «стрел и пулек», названных «ядрами пищалными», или упоминания о ранах «стреляных, где лежить ядро или железца» - говорят только или преимущественно за военно-полевое происхождение подобных повреждений.


Раны различались «стреляные», «сеченые» и «колотья». Раненых было много. Осложнения ранений часты и тягостны. Еще в сочинениях Андрея Курбского много говорится о таких раненых. О князе Пожарском в летописях сказано, что он много лечился от ран. Поэтому лечение раненых стояло тогда в центре внимания русского врачевания, и оно нашло себе яркое отображение в медицинской письменности того времени.


В лечебниках имеется строгое деление ран на «свежие» и «старые». По всему видно, что долго не заживающие раны представляли для врачевателей той эпохи сложную задачу при их лечении. В частности, большие затруднения испытывали наши лечцы при остеомиелитах, протекающих с явлениями секвестра, потому что уж очень много приводится в лечебниках разных средств, направленных к тому, чтобы вытянуть из раны кости отщепленыя и иныя нечистоты».

Перевязки ран.


На материале русских врачебинков можно отчетливо проследить эволюцию применения перевязочных средств в древней Руси. «Хлопчатая бумага начинает не редко упоминаться только в XVII-XVIII веках. В более же ранний период этой щели служили или высушенные мицелия гриба - «губы дождевки», или «древесный мох», собранный предпочтительно «с дерев благовонных». Этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком: «мох древесной заключает всякое течение крововое аще его прикладываем или внутрь приемлем». Приоритет применения в России при перевязках ран конопляной и льняной пакли совсем не заслуженно приписывается Лодеру в войну 1812 г. В действительности, это перевязочное средство было известно русской народной медицине еще до XVI века. Упоминаний о «кужели», о «кнуте кужелном» при перевязках и обработке ран содержится особенно много в медицинских рукописях новгородского происхождения. Была тогда также известна корпия: «аще ветчаной плат чистои взем да его оскреби и тот поух в ту воду (при перегонке из травы попутника малого, Н. Б.) обмочи и внутрь раны положи».


На хирургическую обработку ран и язв было устремлено все внимание тогдашнего врачевания. Раны и язвы прежде всего орошались разными целебными жидкостями. В большом ходу были примочки и промывания посредством увлажненного «плата», «тафты» или «ветоши платяной чистой», сложенных обязательно «вдвое», - «три» или «четверосугубно». Нередки были в употреблении присыпки на раны и язвы, например «порохом коры березовой толченой». Упоминается также окуривание ран дымом при сжигании, например, «смолы галбановой». В кариозную полость зуба дым пропускается в подобных случаях при помощи тростинки. Глубокие раны («фистилы») подвергались спринцеванию посредством «кристиюма». Этот кристиюм, или «крестер», находил широкое использование также при лечении «мехиря» (penis), «когда из него гной сякнет». В большом ходу были «леваши» - пластыри, а равно непосредственное прикладывание к ранам различных частей свежих целебных растений.


Среди многочисленных средств, применявшихся в русской народной медицине для обработки ран и язв, могут быть выделены две группы «зелий». Одни из них химической природы. Это минералы, соли тяжелых металлов, некоторые сложные органические вещества. Другую основную группу составляют растения.

Понятие о необходимости поддержания чистоты в ране формулируется в русских медицинских рукописях довольно выпукло. Этой цели служит прежде всего мыло и не только потому, что «от мытия мылного тело чисто живет», но именно потому, что «всякое мыло к различным недугам язвенным пристоит аще вымыванием им, понеже их вычищает»


Иногда со стороны врачевателя замечается стремление теоретически обосновать самое фармако-динамическое действие целебного средства. Так, для объяснения лечебного действия серебра на рану принималась в расчет его «вязателна сила» «понеже сребро язвы сеченыя узит и шити их не надобе». Такая же способность приписывалась квасцам, которые рекомендовались, главным образом, к язвам, «волосатиковым», а вместе с уксусом – для промывания «всяких фистил глубоких».

Физиологический раствор на Руси?


Небезызвестно было благотворное влияние на рану физиологического раствора, употреблявшегося или в виде водного раствора «соли обычной» или морской воды для обмывания ран и язв. Но особенно распространенным представляется лечение старых язв пчелиным медом. Довольно широкое применение находила «аргила», или «глина обычная». Ее прикладывали к «ранам сеченым». О препарате ртути - киновари- тоже сказано, что она «велми течение крововое уймет аще прилагаем к язвам сеченным». Купорос же мелко толченый обладал способностью действовать, главным образом, против «кровового течения ноздряного». Наконец, в «щелоке известьном вместе с золою вязовою», употреблявшемся при язвах, нельзя не усмотреть прототипа aquae calcis, не потерявшей значения в хирургической практике и сегодняшних дней.


Перечисление всех растительных медикаментов отняло бы много времени. Остановимся лишь на самых ходких.

Чем лечили?


О березовом соке сказано выше. Это было одно из излюбленных средств лечения хирургических ран в допетровской Руси. Особенно горячо он рекомендовался «к ранам коя слиска и гнои из нея сякнет».


К популярным зелиям должны быть отнесены попутник большой и малый (Plantago majop et minor). Они широко применялись как гемостатики, а также при ожогах и в косметических целях для устранения обезображивающих рубцов.


Не меньшей симпатией у русского народа пользовался лен, что нашло выражение в очень недурной зарисовке этого растения в одной из русских рукописей XVII века. Листья его, как сказано в рукописи, прикладываемые «сверху раны, или к чирьям, или к апостемам скоро их отворяет и просечи их ненадобе».


«Алтею», или «проскурняк болшой», (Radix altheae) лечебники рекомендуют против «отока», накладывая примочки около язв сеченых... а не в самую рану». Он же в «емпластырях» хорошее кровоостанавливающее средство, ибо «кровь уймет в ранах сеченых».


За горчицей (Sinapis sp.), по данным врачебников, признавалось не только противоцынготное действие. В гораздо большей степени она приобретает известность именно в хирургии. Предварительно сваренная и смешанная с воловью желчью, горчица рекомендуется «добро зело» к фурункулам, ибо «отворяет зрелые чирии опроче просечения и иных зелий и кроме всякого врачевания и прижигания», «Семя кукуклвое» (Secale cornutum), листья глухой крапивы (Folia urticae dioicae), грецкие орехи находили употребление при всяких кровотечениях, а «орехи скатные» (Gallae lurcicae-таннин) употреблялись как для окраски волос в черный цвет, так и в виде присыпки при «язвах и ссадинах от пешехождения» и от «томления конного».


Не могли остаться в стороне и такие типично народные русские растения, как хрен и редька. За ними была упрочена слава средств «специфических» для борьбы с избыточной грануляцией: «сок хренове и сок ретечной лихое мясо из язв гнилых выгонит, тоже творит ретка жженая эще язвы присыпаем».


Сабина применялась для дезодорации гнилых ран. О «смоле житкой» или «смоле пиктовой» (Pix liquida) сказано, что в ней «мертвое тело долго не гниет», следовательно, известны были ее антисептические свойства. «Водяная мата» считала «специфической» при секвестрах, а «ладан белой» так раны «узит, что не надобе их зашивати», «Салвия» (Folia salviae) не только «зубы крепит кои шатаются», но «унимает всякое истечение кровавое из язвы». И, наконец, о «пелыне» (Artem absinthi) записано, что «вода велыная черви в старых глубоких и гнилых ранах уморит и выведет»


Представляется возможным в русских лечебниках выделить некоторое число зелий наркотического действия: «белен», мак, мандрагора. Каких-либо данных о применении наркоза в хирургии русские рукописные врачебники не содержат. Но известное представление об этом, несомненно, существовало, что усматривается из следующего места одного врачебника XVII века: «нецыи же сиргоси (хирурги, Н. Б то суть мастеры кои язвы лечуть... дают корение мандрагорово болящему пити или ясти у коих распалется огнь палящий, и они оттого толь крепко спят, что они не чюють егда лекарь у них уды отрезывает или отсекает».


Русский врачеватель той эпохи - дитя своего времени, и не чужд был мистики. Так, он наивно полагает, что кровотечение из всякой раны остановится, если «держать алмаз во рте». К чести наших лечебников, однако, надо сказать, что к средствам сакраментального значения они прибегают очень редко. Заговоров в них не найти. Молитвы иногда приводятся, но они служат лишь несущественным дополнением к физическим методам лечения в хирургии.


Несмотря на некоторую осведомленность русского лечца в области «теории» хирургии, само хирургическое лечение допетровской эпохи отличалось значительным консерватизмом. Если не считать активного вмешательства при чумных бубонах («просечение их топорком») и случаев кровопускания, то все оно почти сводилось к обработке ран и язв. Некоторые хирургические операции, даже такие, как ампутация конечностей, были небезызвестны народной медицине. Но упоминания о них в тексте приводятся попутно, мимоходом. Сами русские врачеватели не ставят эти радикальные мероприятия своей целью, не стремятся к ним, а самих себя прямо противопоставляют хирургам – «мастерам кои раны лечуть». О зашивании ран русская народная медицина знает, но об иглах и швах в рукописях нет упоминаний. Костные переломы, несомненно, успешно лечились русскими врачевателями, но ни одного типа неподвижной повязки в лечебниках не приведено.


Подобное положение было закономерным явлением. Оно соответствовало уровню развития производительных сил и социально-экономическим условиям того времени. Это была народная медицина. За недостаточностью организованной помощи со стороны государства хирургическое лечение  ориентировалось на домашний обиход, где в лучшем случае могли быть применены такие доморощенные инструменты, как топорок, бритва, ножницы и т.д., и где на помощь со стороны обученного ассистента в случае ампутации органа рассчитывать, конечно, не приходилось: В орбиту врачебного наблюдения русского лечца попадали «старые и гнилые язвы», т. е. хронические случаи по преимуществу. Это были хирургические заболевания в периоде далеко зашедших осложнений, к которым больной уже приноровился настолько, что ни у пациента, ни у врача подобная стадия болезни уже не вызывала стремления к радикальным и смелым оперативным вмешательствам. Преобладание фитотерапевтического направления в хирургии древней Руси есть выразитель богатейшей русской природы, которая умело используется русским человеком во всех случаях его жизни.


Это был младенческий период русской хирургии. Эмпирические познания находились в процессе медленного накопления.


При всей специфической классовой направленности лечебников того времени, отображавших, по существу, медицину царя, бояр, духовенства и служилых людей, обращение к народной медицине прошлого и для современного ученого является небесполезным. Не следует забывать, что многие современные медицинские концепции своими корнями уходят далеко в глубь веков.


Нами дан здесь лишь очень краткий очерк русской народной хирургии Московской Руси. Тот, кто более глубоко интересуется историей русской хирургии того отдаленного периода, найдет неисчерпаемый материал в рукописных фондах библиотек, архивов и музеев нашей страны.

Адрес автора:


Ленинград, Фонтанка, 106. Военно-морская медицинская академия, кафедра истории медицины.

Рекомендованно к дальнейшему изучению:


Народная медицина, глава 1